Обнинск 2020
цикл авторских статей по современной флебологии

ДОКТОР В ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНЕ

ключевые вопросы статьи:

Чем отличается бюджетная медицина от частной?

Как ощущает себя доктор в платной медицине?

Как пациент ищет своего доктора?

ВВЕДЕНИЕ

Мысли написать о чем то подобном возникали давно, ведь сравнить два разные медицины - частную и государственную я могу уже с 1997 года, когда впервые пришел на подработку в “Центре реабилитации” города Обнинска. Почти все это время и работаю флебологом. И сейчас я работаю только в одной организации, и мой прием возможен только при оплате пациентами. Если ли у меня тоска по прошлому, не жалею ли, что ушел в частную структуру, где я вижу преимущества того или иного вида существования медицины? Об этом в статье. Я не буду приводить статистику, и пытаться осмыслить опыт других. Здесь я лишь подумаю про себя и выскажу мое личное мнение.

Бюджетная медицина

Если кратко охарактеризовать, как чувствует себя доктор, работая на государство или частника, то я бы сказал так:

Сам термин - работа в государственной медицине, мне кажется неверным. Само государство оценивает это по другому. Вспомните, кого оно называет государственными служащими? Бюрократический аппарат. И когда впервые я узнал в далеком прошлом, что не отношусь к госслужащим, то очень удивился. И те и другие ранее получали зарплату от государства, но привилегии были только у людей из офисов государства. Ну а потом, когда наше государство перестало платить напрямую из бюджета в медицину, то и вовсе получается, что мы работники не государственной, и даже не бюджетной, а страховой медицины. Капиталы, необходимые для нормальной медицины, и те, что дает государство в территориальные фонды медицинского страхования отличаются в разы, если не на порядки.

И доктор, работающий в сфере страховой медицины, обделен вниманием как со стороны государства, так и со стороны пациентов и своего работодателя. Работа на периферии страны, а это почти все, что за мкадом - работа на износ, с минимальными зарплатами. Такой доктор вынужден подрабатывать, спешить в своей основной работе, недополучать и недодавать свои знания. Пациент остается обделенным, что ухудшает само качество лечения. Как часто мне приходится объяснять и дорабатывать упущения в работе докторов из “бюджетной медицины”, пусть все-таки термин остается общеупотребительным. Я вспоминаю свою работу хирургом. Дежурства, не менее утомительные отчеты по дежурству, бессонные дни после них, когда перед глазами остатки проведенные операций и мысли о принятых пациентах, которым помог или не смог помочь. Первые сутки ты стараешься отоспаться и подавить воспоминания, мешающие отдыхать. Во второй постепенно выныриваешь из атмосферы, что ты постоянно кому то должен. Только на третий день после дежурства начинаешь понимать, что есть радости жизни в виде семьи, шопинга и отдыха на природе. И это только в том случает, если работаешь на одну ставку. В летние месяцы отпусков такое невозможно. "Вынь да положь" подработку, ведь если ты выпадешь, то твои коллеги хирурги тебя не поймут. Работа хирурга не подразумевает отдых, это работа сообща и на износ. И если ты не такой, как все, то тебе скорее всего здесь не место.

Отношение пациентов к докторам в бюджетной медицине разное. От восторженного, но только на словах, до вполне господского, когда пациент царь и бог, а эти люди в белом должны ему все и сразу. Тебя сразу забывают и при случайной встрече такой бывший пациент даже узнав доктора, как правило отворачивается, не в силах вспомнить себя в ситуации, когда ему помогли. Твоя работа в медицине требует учебы, совершенствования и подтверждения знаний и умений. Вырваться на учебу и конференцию, чтобы получить глоток знаний превращается в проблему. Нужно время и финансы. Обычно не хватает или одного или другого. Конечно в принципе это решаемо, но это тоже труд, который не находит отклика в семье и со стороны работодателя. Ничего лишнего, только работа. С высот начальствующих субъектов рядовой доктор как автомат, чтобы больные не могли прорываться в высокие кабинеты и приносить жалобы. А виновным все равно сделают тебя, ибо так принято. Кабинетно-бюрократический стиль подразумевает, что вина все равно должна на ком нибудь осесть. Ну а кто же позволит осудить себя, если весы правосудия в твоей руке?

Пресловутый контроль качества оказания медицинских услуг, принятый к использованию уже лет 10 как. Масса официальных документов, критерии оценки, приверженность рекомендациям, но самое главное упущено. Пациент уже дома, и лечение его оценивают только с использование документов, которые подготовил доктор. Обезличенный подход, заставляющий доктора придумывать, дописывать несуществующее, а порой и фальсифицировать документацию, в угоду хорошей оценки проверяющего.

Иное ли дело в частной медицине?

Конечно да. Работодатель заботится о совершенствовании доктора, его условий работы и оборудовании. Ведь для него самое важное - окупаемость и прибыль. А это возможно при соблюдении другого отношения к пациенту - внимательного, доброжелательного, активного. Пациент, пришедший в клинику - как дойная корова, в хорошем переносном смысле. От него только и зависит поступление ресурса, на которые живет частник в медицине.

Однако это уже несколько устаревшее положение. Постепенное внедрение в частную медицину систему оплаты от страховых компаний меняет все и сближает бюджетную и платную медицину. Все дело в контроле над потраченными деньгами. Если при единоличной оплате за свое лечение самим пациентов возникают отношения между ним и доктором, как представителем организации, то при страховом возмещении, для пациента возникает ощущение бесплатности лечения, даже в стенах платной клиники, и это развращает все стороны лечебного процесса. Доктор начинает думать больше о правильном оформлении документации, руководство о статистике, а дающие финансы страховые компании о нахождении ложных и истинных недочетах в работе медицинского учреждения. Роль доктора принижается и общий стиль работы вынуждает думать о средних результатах, нежели о о творческом подходе. Доктор находится под прессом утвержденных кем-то рекомендациях и приказах и под неуемным и изобретательным умом страхового агента, который вовсе далек от предмета, который вынужден судить, сидя в кресле и не видя живой работы доктора. Это только тенденция, но она удручает. Все чаще чувствуешь, что доктор становится рукой для исполнения приказов свыше, которые сочиняли вовсе не семи пядей во лбу люди. И невеселые мысли приходят, что тот руководит, кто сам не смог преуспеть во врачевании. И если ты стараешься адекватно реагировать на изменяющиеся условия существования, мыслить за пациента, предугадывать и предотвращать, подмечать мелочи и ловит тенденции, то как обухом по голове тебя грузят бумажной волокитой и бессердечием усредненной посредственности. Но все равно преимущества частной медицины очень весомые, и для пациента тоже.

Совмещение и подработка доктора в частной медицине.

Половинчатое, но для кого то единственно возможное решение работать там и здесь. Иметь основу, работая на государство, и бежать на прием в платную клинику. Хорошо ли это? Я страдал этим много лет, и это решение лично для меня может и было бы верным, но только не для других сторон лечебного процесса. И прежде всего для моего пациента это не самое хорошее дело. Прибегает доктор “в мыле” и за установленное время обязан выложить заряд знаний. О каком положительном эффекте лечения можно говорить? Что часто думают доктора, так подрабатывающие? Часто так, что пациент и клиника, приютившая такого доктора должны обеспечить ему возможность заработать. Да, именно это видится часто главным в работе. Ты успел, тебя приняли в штат, и теперь ты волен разводить пациента на “бабки”, назначая много ненужного, притягивая пациента, чтобы он пришел еще не раз. Такие доктора есть, я их вижу, и такая медицинская деятельность мне не нравится.

Кроме того, совмещение разных моделей поведения, которые доктор вырабатывает для себя в стенах разных медучреждений не приносит удовлетворения ни в той, не в другой. И очень важным является временной фактор. Чтобы показать правильное отношение к пациенту, который платит деньги, у тебя нет времени. Оригинальность и творчество операции нивелируются отсутствием времени на послеоперационных уход. А сколько еще вопросов возникает у пациента после операции? Они явно чувствуют себя обделенными. А эти гастрольные подходы к работе, когда доктор приезжает, чтобы сделать операцию и улететь вдаль, оставляя пациента наедине с собой? Лично мне, будь я пациентом, стало бы обидно за потраченный ресурс. Но каждый выбирает исходя из разных возможностей.

Что для доктора?

Меняет ли работа на хозяина самого доктора? Должна менять.

Пациент платит за экспертные знания доктора и его время. Доктор должен платить не менее дорогой монетой - вниманием, отзывчивостью и индивидуальностью подхода. При этом соблюдая все принципы и правила, принятые в системе медицины в этой стране.

Мне кажется, что главное для доктора, это достичь удовлетворения пациента, при этом сработав lege artis, то есть по правилам врачебного искусства. Лично меня такая находка в собственных мыслях заставила понять, что я меняюсь сам, работая в частной медицине. И теперь идя в магазин, или получая другие услуги за мои кровные заработанные, я могу понять, кто правильно работает. Если я вижу невнимание, нежелание со стороны тех. кому плачу деньги, то неизбежно буду искать других людей и организации, для получения нужных мне услуг. В этом отношении порой чудеса творит конкуренция, этот двигатель всей торговли. Если ты не желаешь быть лучше, то тебе только один путь вниз. Отношение к пациенту всегда “лакмусовая бумага” для твоего будущего.

Для меня поход в магазин тоже своего рода учеба в отношении к клиенту. Я учусь правильному подходу и помечаю, что мне предстоит исправлять в своей работе. Несказанно приятно учиться у тех, кто обладает своими маленькими, но очень действенными секретами, чтобы клиент ушел от тебя довольным. И как становится хорошо, когда ты, несмотря на неучтивое отношение к тебе продавца, понимаешь, что сам так не поступаешь, видя отрицательный пример. Парадоксально, но перенося все на себя, ты знаешь, что ты лучше, чем то, что видишь вокруг, и это добавляет силы.

goodmade.png

В частной медицине ты вынужден дотошно объяснять свои назначения и порой даже их обоснованность. К сожалению, не все пациенты понимают, что если у доктора есть вопросы и некоторая неуверенность в назначении лечения, то это не значит, что это плохой доктор. Именно за этой неуверенностью как раз и следует, что доктор к вам относится индивидуально, и вы были выслушаны и услышаны и осмотр и лечение проводятся с учетом нюансов. Я знаю это внутреннее отношение к проблеме пациента, когда все жалобы и данные осмотра хочется сгруппировать под одну гребенку и тогда уже четкость рекомендаций будет происходит от ваших заученных знаний. Но этот подход не всегда срабатывает. Только неуверенность и неудовлетворенность доктора помогут найти выход из сложных ситуаций, а в этом и заключается врачебное искусство. Неуверенность бывает конечно от слабых знаний, но она присутствует и тогда, когда вам попался мыслящий доктор.

Как часто я вижу врачебные заключения, в которых прописано под номерами все, что можно, заполняя лист избытком информации. Бездушные выписки, в которых доктора пишут для галочки, порой все, что знает. Я и сам был таким, когда работал в стационаре. А пациент уходил, так порой и не поняв, что ему сделали, и как лечиться дальше.

Сейчас у меня есть время и желание, чтобы донести прогноз, возможности лечения и необходимость использовать то или иное лечение в дальнейшем. Количество информации, накатываемое на пациента должно быть соразмерным его интеллекту и желанию знать. У меня вызывают смех те назначения, в которых приписаны мелочи смешивания трав и лекарств. Мне кажется, что чем проще, тем понятнее для исполнителя этих рекомендаций. Ничего лишнего, только самое нужное, ибо пациент все равно не будет дотошно выполнять. Оставьте ему самое главное и тогда будете уверены, что сделали максимум для него самого.

Контроль качества в частной медицине, помимо официоза есть и другой. Он внутри самого доктора, когда есть время и желание просмотреть результаты своей работы и обдумать, что можно сделать, чтобы улучшить их. Тому способствует и отношение руководства, которое заинтересовано в результате. Ну и так хорошо знакомое нам положение, что учиться нужно не только на своих ошибках, хорошо действует именно в частной медицине. Здесь менее всего хотят их допускать и перенимают порой печальный опыт коллег. Истинное наслаждение испытывает доктор, когда пациент ему начинает задавать вопросы не относящиеся к теме его болезни, и тогда доктор выступает в роли советчика даже и по жизни. Эта пандемия коронавируса принесла вопросы и по образу жизни. Я всегда пытаюсь донести правильные подход к соблюдения гигиенических мероприятий, объяснить очевидные только для медика вещи, если больному они непонятны. В своих объяснениях приходится опираться на биологию живых организмов, когда я рассказываю о том, что не все болезни можно предотвратить. И мне помогают в этом не столько знания, полученные в институте, сколько мое желание в самообразовании. Наука не стоит на месте, и одна новость за другой вносят существенный вклад в новые понимания ранее непознанных вещей. Как часто мне приходится рассказывать о здоровом образе жизни, методах похудания, рационализме в принятии спиртных напитков и соблюдении психологической гигиену. В этом и заключается работа не врача, а доктора. Перед тобой не болезнь, а человек, и в чем то он знает меньше тебя. Твой долг научить не повредив, дать знания и точку приложения, заставить понять. что здоровье не достигается только лечением. а в основном грамотным отношением к жизни.

Как пациент ищет доктора?

Доктор в частной клинике нуждается в рекламе. Почему? Такой императив, внутренняя необходимость. Обусловлено необходимостью новых пациентов, ведь не каждый пойдет платить деньги на любого доктора. Теперь многие перед записью на прием ищут в интернете, читают отзывы, выбирают для себя понравившегося. Если честно, я такие отзывы не читаю, так как не хочется знать ни положительные, ни отрицательные мнения. Мерилом объективности мне служат результаты моей работы, и как правило я сужу строже пациента, ну и конечно повторные их обращения ко мне. Какому доктору понравится, когда пациент исчезает из его поля зрения и ходит к другим врачам.

Руководство клиник порой даже заставляет докторов рекламировать себя в социальных сетях, что я бы не называл излишеством. Только реклама рекламе рознь. Существуют методы накрутки положительных отзывов, и это для меня неприемлемо. Если реклама, то ненавязчивая и больше информационного характера, по делу. Метод поиска и приверженности организации также работает, особенно в больших клиниках. Почему пациент выбирает ту или иную частную клинику, мне до сих пор непонятно. При сравнении, пациент выбирает ту, которая ближе к дому, хотя в ней самой он может по часу выжидать свою очередь, в противовес той, которая дальше, но там принимают строго по времени. Надеюсь тем, кто знает менеджмент это известно.

Выбор пациентом доктора часто решается на основе прямых отзывов коллег или родственников. Очень субъективный метод выбора, но ничего тут не поделать. Человек несовершенен, и это нужно учитывать. Мне кажется, что самым объективным мнением обладают близкие коллеги, но отрицательный отзыв в нашей среде почти запретное дело, если ничего вопиющего не совершено. Так мы воспитаны. Влияет ли на выбор клиники цены? На вдумчивого пациента нет, он выбирает по другим критериям, тем более что цены очень относительное понятие. Ценообразование в разных клиниках строится по разному, и только на финале лечения можно сравнивать. Счет по прейскуранту до лечения не может считаться верным, тем более до визита к врачу, который только и может разъяснить все тонкости калькуляции.

Практикуемое понятие в коммерческих учреждениях немедицинского профиля как коммерческое предложение, в медицине может значить то, что цена вам будет завышена. Мне, как доктору, который озвучивает стоимость лечения, конечно проще, когда пациент не вдается в детали построения итога. Но всегда лучше уточнять, что входит в стоимость, чтобы не быть потом »приятно удивленным» отличием в большую сторону. И конечно, неправильно будет не иметь резерв, ведь медицина вещь непредсказуемая, и лечение может сопровождаться осложнениями, что потребует отдельных расходов.

Как мы лечим

Это раньше пациент шел в частную клинику и рассчитывал на что-то новое, неподвластное бюджетной медицине. Сейчас мы лечим похожим образом. Те же операции и лекарства. И очереди в платных клиниках также могут быть. Разнится отношение к пациенту, так и обратное со стороны больного к доктору. Никогда не ждешь подарка от больного после лечения, но он всегда приятен.

Нечто особое в частной клинике, это ощущение коллектива и взаимопомощи. Тут тебе скорее помогут, чем будут тихо ставить палки в колеса или проявят равнодушие, как это бывает в обычной больнице. И пациент это чувствует, и это ему нравится.

Сейчас то время, когда мы обязаны лечить по приказам и рекомендациям. И они не отличаются от характера собственности клиники. Но в частной медицине доктор чаще использует варианты лечения. К счастью, не все еще можно заорганизовать, и грамотный доктор не пользуется всем скопом лекарств, а может выбрать, что подойдет под конкретного пациента. Да, порой приходится отходить от приказов, но всегда нужно объяснять пациенту, какие есть сложности и согласовывать с ним возможные последствия. К сожалению в этом не до всякого пациента можно достучаться. Распространенное выражение: «Вы же доктор, вы и решайте», увы не способствует правильному пониманию и только вредит лечению. У опытного доктора есть особое чутье на больного. Его невозможно просчитать, только ощутить. И как при входе больного в кабинет, мы можем иногда определять характер его болезни, так и пытаемся прогнозировать лечение, основываясь и отталкиваясь порой на один мелкий, почти не значащий в других ситуациях факт. Недавно например, мне пришлось отказать в операции пациенту с варикозной болезнью только из-за снижения гемоглобина в предоперационном анализе крови. Чутье заставило искать причину, и она была найдена. Как оказалось, у пациента была язва желудка, которая вероятно и дала кровотечение с анемией.

Отложить операцию у возрастного или тяжелого пациента в частной медицине приходится не редко. И иногда это воспринимается больными как стремление к назначению дополнительных дорогих исследований для снятия денег, но не как забота о нем самом. Мы всегда находимся на острие баланса между желанием больного и возможностями его организма. Осложнения или смерть в платной клинике непомерно больше ставят под удар честь и репутацию клиники, нежели в обычной медицине. Потому и методы отбора у нас строже. Такие условия нашего существования. Частная медицина - дорогостоящее дело. Доктор на может пустить на самотек послеоперационный период больного, и необходимость чаще встречаться выше. Но для пациента это благо. Любой вопрос можно не откладывать в долгий ящик, или тем паче задавать вопросы другому доктору. Дать пациенту свой номер телефона считается у нас правилом хорошего тона, и пациенты как правило не злоупотребляют этой возможностью.

Вот все, что писалось спонтанно. А сколько осталось за кадром!