В этой статье я хотел бы коснуться темы, которая только в
течение последних десятилетий стала привлекать пристальное внимание флебологов.
Проблема частой обездвиженности наших ног интересна в плане возникновения предпосылок
для повышенной тромбоопасности. Ритм современной жизни заставляет нас быть то в
постоянном движении, то принимать длительное вынужденное положение. Средние динамические
нагрузки на нижние конечности не оказывают вредного влияния на вены, в то время
как отсутствие работы мышц голени и движений стопы - увеличивают риск развития тромбоза
в венах. Раньше только обездвиженность послеоперационных пациентов привлекала внимание
медицины. В обычной жизни существуют не менее опасные состояния. Прежде всего это
продолжительные поездки в транспорте.
Не секрет, что из-за скученности людей в транспорте, как общественном, так и частном,
наша венозная система испытывает большие нагрузки. Это обусловлено отсутствие работы
мышечного насоса голени и стопы, которые при ходьбе берут на себя основную функцию
перекачки крови к сердцу.
В ногах может депонироваться до 1 литра крови. Застой крови ведет к повышению вероятности
образования тромба в глубоких венах ног. Большинство тромбозов, к сожалению бессимптомные.
Наиболее опасны, с этой точки зрения длительные поездки на авто, железнодорожном
транспорте, авиаперелеты.
Что же "играет на руку" венозным тромбозам?
В случае авиатранспорта - длительное невыгодное, однотипное положение согнутых ног,
употребление спиртных напитков, снижение
потребления жидкости, сухой микроклимат салона самолета, общее психологическое напряжение,
неестественное давление, которое поддерживается в салоне и вызывает кислородное
голодание.
Примерно те же факторы, в большей или меньшей степени действуют в любом транспорте.
Что же чувствует человек, длительно находящийся в такой ситуации. Как реакция венозной
системы - возможно появление чувства тяжести в голени, легкие отеки на стопе, даже
без наличия тромбоза. Отеки довольно быстро проходят после ходьбы. При венозной
недостаточности, которая уже была у больного до этого, отеки существуют дольше.
В этих случаях разграничение хронической патологии и острого тромбоза затруднительно.
Помощь может оказать УЗИ исследование вен.
Автопоездки на длительные расстояния также могут привести к подобным ситуациям.
Как имеющий отношение к теме, хочу привести пример из своей практики. Мой пациент,
в условиях болезни сердца. был вынужден, для облегчения страданий в течение нескольких
часов спать на животе, с согнутыми в коленях ногами. Как результат - образование
тромба в подколенной вене, со всеми вытекающими последствиями. Причина - застой
крови в голени, пережатие вены в подколенном сгибе. Примерно те же факторы действуют
и в салоне самолета, автомобиле, автобусе, но конечно в меньшей степени.
Из всего вышеизложенного, надо сделать следующие выводы.
Не следует надевать обтягивающую одежду в путешествие. В самолете через каждые полчаса
рекомендуется ходить по салону несколько минут, употреблять больше жидкости. В случае
невозможности ходьбы - полезны сгибательные движения в голеностопном суставе, вращение,
разгибание с обязательным напряжением икроножных мышц, легкий массаж в направлении
снизу вверх. Полезны глубокие дыхательные движения во время ходьбы. Среди компрессионного
трикотажа "Сигварис" существует
модель гольф для путешественников под названием
"СИГВАРИС-ТРАВЕНО". Аналогичный продукт производит medi Bayreuth с названием mediven®Travel.
В октябре 2005 года при автомобильной поездке на конференцию в Ростов на Дону использовал компрессионные гольфы 2 класса компрессии итальянской фирмы Солидеа. При температуре окружающей среды 18 градусов, конечно были ощущения лишнего на ногах, однако отечности я после поездки не заметил. А по возвращении я не надевал эти изделия, и сразу почувствовал тяжесть в ногах. Таким образом, рекомендации флебологов действуют, проверено на себе.
Для больных с хронической венозной недостаточностью полезно употребление назначаемых
врачом флеботоников, ношение компрессионного трикотажа. Во всяком случае, необходимо
знать об этой проблеме, ибо при возникновении венозного тромбоза в глубоких венах
- иногда бывают смертельные исходы. Кроме того, сам по себе застой крови в ногах
- это неприятные ощущения, которые я как хирург, стоящий у операционного стола иногда
по несколько часов, знаю не понаслышке. Лечение уже возникшего тромбоза, гораздо
дороже, чем его профилактика, тем более, что чаще всего для нее не требуется значительных
усилий и капиталов.
Интересная статья по теме, а также "плохие" и "хорошие" места в самолетах по ссылке.
| 1. о профилактике
варикозного расширения
вен
2. компрессионное
лечение при заболеваниях вен
3. лекарственное
лечение хронической венозной недостаточности
4.
чем опасны тромбы в венах?
5. склеротерапия, микросклеротерапия, лазерная терапия
варикозных вен
6. хирургическое
лечение варикозных вен
7. варикозные
вены и беременность
8. варикозная
болезнь и трофические язвы
9. хроническая
венозная недостаточность
10.
флебология сегодня
11. мифы и флебология
12.
методы диагностики в флебологии
13.
тромбофлебит поверхностных
вен
14. тромбофлебит глубоких вен
15. как влияют на вены длительные поездки
16. физкультура при хронической венозной недостаточности
17. расширение вен таза у женщин
18. как работают наши вены
19. амбулаторная флебология
20. нарушения свертываемости крови во флебологии
21. тромбоз подключичной и других вен
22. пороки развития вен
23. как и почему развивается варикоз
24. мой флебологический прием
25. санаторно-курортное лечение при заболеваниях вен
26. почему и как нужно лечить варикоз?
27. лазеры и флебология
28. физиотерапия и флебология
29. переменная компрессия во флебологии и лимфологии
30. возможности дуплексного сканирования во флебологии
31. амбулаторное лечение тромбозов глубоких вен
32. реклама и терапевтическое лечение во флебологии
33. хирургическая профилактика тромбоэмболии легочной артерии
34. после оперативного лечения варикоза
35. о варикозе на руках
36. будущее флебологии
37. о классификации заболеваний вен
38. вопрос - ответ о компрессионном трикотаже
39. чем поможет флеболог?
40. склеротерапия: вопросы и ответы
41. лазерная хирургия вен
42. ох уж эти вены
|